Почему у вандалов дела не клеятся
Более двух тысяч уличных светильников во Владивостоке, расположенных на гостевом маршруте и в центре города, избавлены от незаконной рекламы. Причем надолго. Специальное покрытие, которое применило МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей», попросту не позволяет вандалам приклеить объявление к фонарному столбу. Кажется – чудо, но за чудеса в современном мире отвечает наука.
Клеить легко, снимать трудно
Сети наружного освещения – это огромный пласт городского хозяйства, который всегда находится на виду. Сюда входят уличные и дорожные опорные столбы, внутриквартальные фонари и другие объекты. И ВПЭС, как муниципальное предприятие, обязано содержать их на соответствующем статусу столицы Приморья уровне. Иными словами, заботиться как о техническом их состоянии, так и о внешнем виде. Поскольку многие из опор расположены на гостевом маршруте, в центре города, в интересных для туристов и горожан исторических местах, то выглядеть они должны аккуратно. Но как было на самом деле?
– До прошлого года у нас действительно была серьезная проблема с внешним видом фонарей, – рассказывает заместитель директора МУПВ ВПЭС Юрий Седов. – Многие столбы были обклеены незаконной рекламой, объявлениями, что, конечно, портило их облик. Особенно в центре, где установлено много декоративных светильников и чаще всего гуляют люди. Поэтому, как только наступало теплое время года или начиналась подготовка к масштабным туристическим, политическим мероприятиям, проводимым во Владивостоке, собирались рабочие бригады и отправлялись на очистку опор освещения от незаконной рекламы. Конечно, задействована была и техника. На машины загружались дизельные генераторы, баки с водой, к которым подключались кершеры и другое. Труд титанический.
Что такое избавить опору от объявлений? Казалось бы, возьми да помой, проблем-то. Но люди, которые сталкивались с подобным делом, вряд ли с этим согласятся. Даже магазинный ценник оторвать от товара иногда оказывается делом трудоемким и требующим терпения, не говоря уже об опорном столбе широкого диаметра, сверху донизу покрытом информационным папье-маше. Сначала все это требуется отмочить, потом оторвать листки по кусочкам, скребками и прочими инструментами избавить поверхность от следов клея и остатков бумаги. Во внимание следует принять и объем работ – это же тысячи столбов. И к каждому – индивидуальный подход, и везде – кропотливая ручная работа. Некоторые столбы очистить окончательно так и не удавалось. Всегда оставались засохшие и намертво въевшиеся в металл следы клея.
Но это еще не самая неприятная часть дела. Обиднее всего было то, что сегодня рабочие вычистили и отдраили опоры, а завтра на них уже снова висит бумажная бахрома. И надо опять выходить на объект, опять скрести, оттирать все до металла. К одному столбу за год приходилось возвращаться от пяти до восьми раз! В общем, благородный труд, но неблагодарная работа.
Причем у расклейщиков объявлений в сравнении с рабочими ВПЭС есть явное преимущество: изуродовать опору очередным сообщением о том, как быстро избавиться от клопов или выгодно сдать квартиру, – занятие нехитрое и особых навыков не требующее. Достаточно минуты времени. А на очистку столба требуется минимум 20 минут, плюс привлечение техники, плюс расходы на бензин и другие затраты.
– В борьбе с этой бумажной шелухой мы пытались применять разные краски и материалы, изучали опыт других стран и городов, проводили эксперименты, – вспоминает Юрий Седов. – Например, если ехать со 100-летия в сторону центра, можно заметить рекламные щиты, столбы которых обернуты сеткой-рабицей. Мы использовали этот метод в районе Второй Речки, аккуратно и тщательно подбирали нужную сетку, но в конце концов решили, что вид получается не совсем эстетичный. Вдобавок опоры становятся неудобными в эксплуатации, в сетку забивается грязь и пыль.
Мы снова изучали разные материалы: эластичную сетку, китайский пластик, привозили образцы из других стран. В общем, работа кипела. В итоге два года назад нам удалось найти такое покрытие, созданное в Южной Корее, которое отвечало всем нашим требованиям по эффективности, простоте использования и сохранению эстетичного вида объектов.
Научный подход
Полигоном для эксперимента стала остановка на проспекте 100 лет Владивостоку. В районе остановочного пункта было выкрашено шесть опор наружного освещения. Целый год за ними велось тщательное наблюдение. За объектами следили и специалисты предприятия, и сотрудники городской администрации, в том числе курирующий работу ВПЭС заместитель главы администрации Владивостока Александр Юров.
– Новое покрытие доказало свою эффективность. Было подтверждено, что за все время на эти шесть опор никто в принципе не мог наклеить объявление: бумага отлетала либо сразу, либо после того, как высыхало клеящее вещество, – объясняет Юрий Седов. – Также мы сделали вывод, до какой отметки лучше окрашивать опоры. Покрывать весь столб нет необходимости. Это приведет только к перерасходу краски. Кто, находясь в здравом уме, станет клеить рекламу на высоте, допустим, более двух метров? Да и кто дотянется туда? Хотя случались и такие истории: клеили чуть ли не на высоту баскетбольного кольца. Особенно зимой, когда расклейщикам помогали сугробы.
После удачных первых испытаний было принято решение применить новое покрытие на гостевом маршруте, а также на опорах, расположенных в центре города, на остановках «Семеновская», «Гоголя», «Вторая Речка», «Магнитогорская» и других. На данный момент антивандальной краской обработано более двух тысяч городских светильников.
– В прошлом году мы выполнили эту работу, и теперь жители города могут видеть результат – что было раньше, а что сейчас, – говорит Юрий Седов. – Для себя же мы отметили следующее: к тем объектам, где применено средство, мы уже год не возвращались. Просто потому, что в этом нет необходимости.
Конечно, есть упрямые расклейщики, которые, даже видя, что у них ничего не выходит, все равно пытаются прислюнить злосчастную бумажку к столбу. Сейчас уже случаи такого упорства редки, но вначале вандалы пытались наносить на столбы клей в три слоя: ПВА, «Момент», суперклей. Некоторое время объявление вроде держится, но когда этот клейстер подсыхает, бумага сама отстает от поверхности. Подул небольшой ветер – и ее не стало.
Сегодня горе-рекламщики дошли до того, что пытаются прикреплять объявления скотчем по всей окружности столба. Но такую рекламу, во-первых, убрать несложно. Она срезается канцелярским ножом, а скотч легко отстает от столба. Сумасшедших затрат не требуется. Во-вторых, штамповать объявления с помощью скотча со скоростью конвейера уже не получится.
Разумеется, сотрудникам ВПЭС в первую очередь важно обеспечивать техническое состояние светильников. А их эстетичный вид – это все-таки побочная сторона дела и не обязанность технарей. Тем не менее занятие это было тоже обязательным, причем еще и экономически затратным. Теперь все средства, которые тратились на избавление от незаконной рекламы, направлены на улучшение качества освещения, ремонт, реконструкцию и модернизацию уличной сети.
От столба до дома
– Краска, конечно, дорогая, но ее не требуется много, – отмечает Юрий Юрьевич. – Поскольку необязательно обрабатывать опоры целиком – достаточно использовать покрытие только до определенной высоты, экономия получается значительная. Мы уже два года не возвращаемся к объектам на проспекте 100 лет Владивостоку, а гарантия у средства – пять лет. К тому же эта краска, помимо того что обладает антивандальным эффектом, является еще и диэлектриком, то есть служит дополнительной защитой против поражения током.
Конечно, все дело в финансовых возможностях. Но превентивные меры всегда обходятся дешевле, чем постоянные затраты на очистку. Специальное покрытие можно применять не только на опорах освещения, но и на любых поверхностях: металле, бетоне, кирпиче, стекле. Например, значительной проблемой для предприятия была очистка трансформаторных подстанций, сложенных, как правило, из кирпича. Многие из них были обклеены объявлениями не меньше, чем опорные столбы. Те же проблемы, кстати, испытывает жилфонд: расклейщики вечно оставляют следы своей деятельности на стенах домов, у входов в подъезды, на дверях.
От незаконной рекламы страдают почти все поверхности, до которых может дотянуться рука вандала-расклейщика (вместо дефиса здесь можно, по сути, поставить знак равенства). Взять наши остановки, где городские службы ведут вечный бой с объявлениями. Остановочный комплекс, как правило, сделан из стекла. Замысел в том, чтобы он выглядел эстетично. Но где вы видели остановку, не изуродованную разномастными бумажками? Стоит рабочим снять всю эту мишуру, как она самым наглым образом возвращается. Агрессивная и, как правило, бесполезная информация о «самых дешевых» товарах и услугах, грядущих распродажах или пропавших животных «бросается» на прохожих со всех сторон. Мыть же остановочные комплексы достаточно трудно. И все равно зачастую следы остаются. Однако для стеклянных поверхностей существует покрытие, аналогичное антивандальной краске: оно тоже не дает объявлениям задержаться надолго.
По материалам Информационного агенства Владивостока и Дальнего Востока – Vladnews.ru
Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ
http://vladnews.ru/3921/blagoustrojstvo/pochemu-u-vandalov-dela-ne-kleyatsya.html